Выдающийся цыганский скрипач Михаил Эрденко

  • Подписчики: 39 подписчиков
  • ID: 29747166
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club29747166

Описание

Михаил Гаврилович Эрденко (1886-1940) – один из самобытнейших русских скрипачей первой половины XX века. Сын сельского музыканта, окончивший благодаря своему таланту Московскую консерваторию с золотой медалью (1904 г.), Эрденко был в числе тех художников, кто своим творчеством воплощал живую связь времен, органичную преемственность традиций передового русского искусства и молодой социалистической культуры. Участник революции 1905 года, высланный царским судом на север, Эрденко по возобновлении своей концертной деятельности твердо встал на путь служения делу музыкального просвещения народных масс. Концертные поездки по городам и рабочим центрам России снискали ему повсеместное признание и любовь широкой демократической аудитории. Большую моральную поддержку оказал Эрденко Л.Н.Толстой, с сочувствием отнесшийся к его идее «сделать музыку доступной для народа». В 1910 году М.Г.Эрденко стал победителем Московского конкурса скрипачей в честь сорокалетия музыкально-педагогической деятельности его профессора И.В.Гржимали и был приглашен на преподавательскую работу в Киевскую консерваторию. В эти годы скрипач продолжал широко концертировать, организовал постоянный квартет, дирижировал симфоническим оркестром, сочинял музыку. Летом 1910 и 1911 годов Эрденко выезжал за границу, где познакомился с искусством Ф.Крейслера, совершенствовал свое мастерство под руководством прославленного бельгийского скрипача Э.Изаи. Восторженно принял Эрденко Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Он выступал на концертах-митингах, давал множество концертов в пользу бывших политзаключенных, голодающих, в фонд Красной Армии, участвовал в реорганизации системы музыкального образования. После ряда совместных с Л.В.Собиновым концертов в Харькове и Ростове Эрденко работал в Краснодаре заведующим Музыкально-художественным сектором Наркомпроса. В 1920-1921 годах он с помощью организованного им Музыкально-театрального комитета создает симфонический оркестр, открывает оперный театр, Кубанскую консерваторию, организует хоры, камерные ансамбли, концертные бригады. Переезд в Москву в 1922 году и концертные выступления в городах и промышленных центрах Советского Союза положили начало новому этапу творческой биографии артиста. Ленинский тезис «искусство принадлежит народу», актуальный лозунг «искусство в массы» стали идейным фундаментом всей его деятельности пропагандиста и воспитателя. Активность жизненной и творческой позиции артиста, остро развитое чувство современности проявлялись во всем. Эрденко был одним из первых, кто по достоинству оценил новые перспективы, открывающиеся с использованием радио как средства пропаганды искусства: организованная им группа «Радиомузыка» осуществляла в 1923-1924 годах экспериментальные передачи, а 8 сентября 1924 года провела первый публичный радиоконцерт с радиотелефонной станции имени Коминтерна с участием А.В.Неждановой и Н.А.Обуховой, К.Г.Держинской и В.И.Качалова, М.Г.Эрденко, С.М.Козолупова. Одним из первых советских артистов Эрденко был командирован в заграничное турне. С 1923-го по 1932 год он совершил пять концертных поездок в страны Европы и Азии. Маньчжурия, Китай, Польша, Германия – повсюду скрипачу сопутствовал грандиозный успех. Представляя слушателям свой обширнейший репертуар, где наряду с концертами Бетховена, Мендельсона, Брамса, Лало, Паганини звучали и миниатюры, Эрденко постоянно пропагандировал русскую музыку – сочинения Чайковского, Рахманинова, Глазунова, Кюи… В Японии и Китае в 1927-1928 годах Эрденко явился по сути первым посланцем советского искусства, концерты его способствовали сближению и взаимопониманию между народами. Так, в Токио на концерте, устроенном журналом Кайзо», присутствовало 20 тысяч человек, впервые были вывешены рядом советский и японский флаги, а овации, адресованные Эрденко, вылились в длительную демонстрацию в честь присутствовавшего советского полпреда. Весь сбор от концерта был перечислен в фонд компартии Японии. Газета «Токио Асахи» писала: «Приезд