Описание
ИСТОРИЯ СЕЛА КАНЧИРОВО
Пролетали века, наполняя степи от седого Урала до синего Каспия топотом и ржанием башкирских коней. Сменяя друг друга шли поколения и времена, то будничные, то героические.
Великий арабский путешественник Ибн Фазлан еще в IХ веке написал:
«По реке Яик (Урал), Кинель, Кижлау живет кочевое племя башкир»Наши предки до Ибн Фазлана, может, до нашей эры, были хозяевами на этих землях.
Название села Канчирово произошло от племени Канчер Табына (Кэнсер Табын).Первым поселенцем был Абдельямиль, затем приехали его сват Габит с родным братом Муслимом.Первые два года жили у подножия горы Габит Тау, отсюда и название горы Габит.
Кочевые башкиры взяли землю на вотчину, за что заплатили много пушнины. Башкирский просветитель-этнограф Мухаметсалим Уметбаев писал, в ХIХ.: «Башкирские семьи, около 50, заселялись по реке Тук до 1764 года. Эти Юлтыево, Байгужа, Булат, Бахтиярово, Колман и т. д. Остальные деревни создавались позднее до 1800 года, их называли «припущенниками»
Канчирово до 1800 года располагалось на правом берегу реки Тук. Свидетельство тому – старое кладбище с надмогильными камнями. Почему же потом канчировцы ушли на левый берег? По рассказам старожилов, царская власть пообещала, что переселенцев на левый берег не будут забирать в армию. А служить тогда нужно было долгие годы. Фактически же обустроенные правые берега тут же занимали русские переселенцы, а башкир в армию все равно брали.
На самом деле, по левому берегу располагаются только башкирские, а по правому – русские села. На месте старого Канчирово образовалась деревня Алексеевка.
До Октябрьской революции в селе Канчирово насчитывалось 150-160 домов, было несколько улиц и переулков. На сходах граждан выбирали старосту. Долгие годы старостой был Габзалилов Хамидулла, который доводил до односельчан указы губернатора и царя. На шее он носил специальный знак, означающий, что он – староста. За строгость и справедливость его слушались и уважали.
Вокруг Канчирово господствовали вековые ковыли и леса. За канчировцами было закреплено более 10 тысяч гектаров земли (только в 1944 году она была разделена между соседними колхозами из-за нехватки рабочих рук.) Крестьянское хозяйство велось на лошадях. Каждый двор – единоличное хозяйство (земля давалась только мужскому полу). Кто как умел, так и обрабатывал землю или сдавал в аренду соседним русским. Многочисленные лошади, овцы, коровы круглый год паслись на тебеневках. Многие занимались охотой на волков, лисиц, барсуков, а также рыболовством и кустарным производством.
До революции грамотных людей в селе было мало. Духовной грамоте обучали Усман-мулла (Ишбулатов Усман) и его жена.
После революции первым учителем начальной школы (халфой) был Курпячев Мирсаид, затем Юлуев Гайнулла, Мурзакаева Р.,Курпячев Гадиль, Муртазин С.С 1940 по 1965 год учительствовала Сабитова Магира, с 1948 по 1978 – Габзалилова Тайба, с 1956 по 1986 – Габзалилова Диля.
Среди канчировцев есть немало участников войн начала века. Бойцом знаменитой 25-й Чапаевской дивизии был Габзалилов Камалетдин, участниками первой мировой и гражданской войн Батталов Мирхайдар, Габзалилов Гафият, Курпячев Булат, Габзалилов Фазулла, Габитов Киньябуз, Габзалилов Таиб.
Для защиты молодой советской власти канчировцы создавали красный башкирский Тук – Суранский отряд.
В 1919 году его возглавлял Габзалилов Курбан. За анархизм и бандитизм в 1922 году его судили в г. Уфе и приговорили к расстрелу.
Но с его именем было связано то, что село Канчирово он переименовал в Габзалилово, и до 1950 года во всех архивных документах оно так и обозначалось, и только в 1950 году селу вернули старое название.
В 1925-1930 годы из 120 дворов за участие в отряде Курбана Габзалилова половина из них была конфискована властью, а сами участники либо посажены в тюрьмы, либо выселены.
В конце 1929 и начале 1910 года повсеместно стали создаваться коммуны, колхозы и совхозы. Молодежь вступала в комсомол, который играл большую роль в ликвидац